Уровень функциональной грамотности школьников – один из показателей качества образования
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
— критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
— осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
— вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
С заданиями на развитие функциональной грамотности школьников можно познакомиться на официальных сайтах:
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/
Руководство пользователя «Банк заданий» для учителей
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности:
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Понятие «функциональная грамотность» было впервые употреблено в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. И тогда под термином понимали совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.
Сегодня функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Другими словами, навыки и умения, необходимые каждому для жизни в современном обществе и стремительно меняющемся мире.
Функциональная грамотность включает грамотность в чтении и письме, математическую и юридическую грамотность, грамотность в вопросах здоровья и семейной жизни, естественных науках.
При этом важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности. Особое внимание уделяется возможностям для саморазвития и самообразования.
Именно оценка уровня функциональной грамотности школьников лежит в основе Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Исследование проводится Организацией экономического сотрудничества и развития каждые 3 года. Первый цикл исследования был осуществлен в 2000 году, Россия принимала участие во всех циклах исследования.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
С заданиями на развитие функциональной грамотности школьников можно познакомиться на официальных сайтах:
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Информационные материалы доступны для скачивания по ссылке:https://minobr.krasnodar.ru/presscenter/news/uroven-funktsionalnoy-gramotnostishkolnikov-odin-iz-pokazateley-kachestva-obrazovaniya/
КОМПЛЕКТ КЕЙСОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ (ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ) ГРАМОТНОСТИ
КОМПЛЕКТ КЕЙСОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ (МАТЕМАТИЧЕСКОЙ) ГРАМОТНОСТИ
КОМПЛЕКТ КЕЙСОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ (ЧИТАТЕЛЬСКОЙ) ГРАМОТНОСТИ
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ:
- Руководство пользователя РЭШ
- Письмо Минпросвещения РФ от 17.09.2021 №03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
- Письмо Минпросвещения РФ от 14.09.2021 №03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
- Письмо Минпросвещения РФ от 22.03.2021 №04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
- Письмо Минпросвещения РФ от 26.01.2021 N TB-94/04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
- Распоряжение Минпросвещения РФ от 12.01.2021 № Р-6 «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей»
- УОН приказ от 27.11.2020 № 1258 Об утв. перечня мероприят. по повышению ФГ в ОО в 2020 — 2021 году
- МОНиМП КК приказ от 01.12.2021 № 3590 О внесении изменений в приказ № 2979 от 21.09.2021
- МОНиМП КК приказ от 21.09.2021 № 2979 Об организации работы по повышению ФГ в ОО КК
- МП РФ письмо от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
- МП РФ письмо от 26.01.2021 № ТВ-94 — 04 Об электронном банке тренировочных заданий
- МП РФ Распоряжение от 12.01.2021 № Р-6 Об утверждении МР
- МП РФ, пр. от 31.05.2021 № 286 Об утв. ФГОС НОО
- МП РФ, пр. от 31.05.2021 № 287 Об утв. ФГОС ООО
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
- Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
- УОН приказ от 06.12.2021 № 1712 О внес. изм. в план по развитию ФГ (обновленный)
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ:
- МОНиМП КК приказ от 01.12.2021 № 3590 О внесении изменений в приказ № 2979 от 21.09.2021
- Приказ МОНиМП КК от 21.09.2021 №2979 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Краснодарского края»
- Письмо МОНиМП КК от 23.09.2021 № 47-01-13-21257-21 «О направлении приказа»
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЯ:
- Приказ УОН от 02.12.2022 № 1944 «О проведении тематических недель по ФГ»
- Приказ от 23.11.2022 № 1858 «Об организации работы по повышению ФГ в 2022-2023 уч. году»
- Приказ УОН от 06.12.2021 №1712 «О внесении изменения в приказ УОН от 01.12.2021 № 3590 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций города Сочи»»
- Письмо УОН от 12.10.2021 №6834/26.01-20 «О развитии функциональной грамотности обучающихся в общеобразовательных организациях»
- Приказ УОН № 1359 от 11.10.2021 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций города Сочи»
- МКУ СЦРО от 27.08.2020 № 02-04/533 «О методических материалах по формированию функциональной грамотности»
- Приказ УОН от 27.11.2020 №1258 «Об утверждении перечня мероприятий по повышению качества обучения функциональной грамотности в общеобразовательных организациях города Сочи в 2020-2021уч.г.»
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ ШКОЛЬНОГО УРОВНЯ:
- Приказ о назначении ответственного за вопросы формирования «функциональной грамотности»
- План работы школы по повышению функциональной грамотности обучающихся
- Приказ школы о назначении ответственных лиц за организацию работы по подготовке и проведению оценочных процедур всех уровней, информационно-разъяснительной работы в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования в 2023 – 2024 учебном году, об утверждении графика проведения оценочных процедур
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)
Муниципальный уровень
Региональный уровень
Федеральный уровень
- Приказ Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении ФГОС НОО»
- Приказ Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении ФГОС ООО»
- Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении ФГОС УО»
- Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении ФГОС СОО»
- Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО»
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
- Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ:
Компетенции 4К — формирование и оценка на уроке
Примеры открытых заданий PISA
Сборник информационных и методических материалов для педагогов
Уроки формирования функциональной грамотности (по ФГОС общего образования)
Функциональная грамотность в контексте национального проекта Образование
Функциональная грамотность ВЫЗОВЫ И ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ_Креативное мышление
Функциональная грамотность-активный путь
Что значит Быть грамотным — методические рекомендации для детей и родителей
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
- Формирование математической грамотности на уроках математики средствами УМК и пособий Издательства «Просвещение»
- Проект ГБОУ ИРО КК. Методические рекомендации по повышению ФГ в ОО Краснодарского края
- Сборник лучших практик организации внеурочной деятельности
- Сборник лучших практик по формированию естественнонаучной грамотности
- Сборник материалов по формированию ФГ по предметам естественнонаучного цикла
- Сборник. Функциональная грамотность школьников
- Банк тренировочных заданий по оценке ФГ
- Примеры открытых заданий PISA по ФГ совместному решению задач
Диагностические работы для учащихся 5-11 классов, демонстрационные варианты 2019 год